Третье занятии Школы молодого учителя начальных классов Ленинского района

С каждым годом в общеобразовательные организации  приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы, - это не только часто болеющие дети, но и дети с неврозами, дисграфией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП).

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе и создании условий для их развития, реализации потенциальных возможностей.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Об обучении этой категории детей и шла речь на третьем занятии Школы молодого учителя начальных классов Ленинского района (тема «Обучение детей с ОВЗ в рамках классно-урочной системы»), которое состоялось 16 декабря в ТГМ.  

С  приветственным словом ко всем присутствующим обратилась методист МКУДПО “ГЦРО” Оксана Николаевна Мусийко.

Представила учителей-наставников, которые проводят занятие с молодыми коллегами по данной теме, руководитель ШМУ Лилия Викторовна Подкорытова, учитель начальных классов МАОУ Вторая Новосибирская гимназия. Учителями-наставниками выступили Бауэр Светлана Викторовна (МБОУ СОШ №86) и Алёхина Татьяна Александровна (МБОУ СОШ №67).

Светлана Викторовна Бауэр в своём выступлении познакомила молодых педагогов с разными формами и методами обучения детей с ОВЗ, с возможностями кинезиологии.

Наставник рассказала, что наряду с основными, традиционными принципами работы (доступность, наглядность, систематичность, последовательность и др.) существуют общие принципы и правила коррекционной работы.

У большинства учащихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому различные формы, методы и приёмы обучения, а также кинезиологические упражнения являются одним из необходимых средств повышения эффективности как образовательного, так и коррекционно-развивающего процесса.

В начале урока, как считает Светлана Викторовна, необходимо создать психологический настрой обучающихся на занятие, что способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. Способствуют концентрации внимания, повышению учебной мотивации такие упражнения как «Думай Голова».  Ребенок левой рукой стучит по голове, а правой рукой гладит по животу. Во время  выполнения упражнения ребенок читает стишок: «Думай, думай голова, дам тебе конфетку, в день рождения подарю новую беретку».

Для работы на уроках математики и русского языка очень эффективным приемом является использование сигнальных карточек в виде книжки из 10 цветных страниц для каждого учащегося, а  на доске прикреплена лента из 10 цветов. Данные карточки можно использовать на уроке математики при решении устных примеров, задач. Ответы напротив цвета на доске, ребенок выбирает нужный цвет и показывает карточку с этим цветом. Использование опорных карточек для детей ОВЗ помогает уверено выполнять задание на уроках.

Дети с первого класса работают в парах, выполняя различные задания, например, решение задачи. Один ребенок составляет краткую запись, определяет порядок действий. Второй учащийся решает её и записывает ответ задачи. Далее пара оценивает выполненную работу и ставит отметки друг другу.

Ответы у доски – важный способ проверки знаний в школе. Не все дети могут и хотят отвечать у доски. Поэтому в классе есть правило: выходить по желанию к доске. По уровню обученности определяется уровень сложности заданий. Для детей с ОВЗ задание имеет половину объема, чем у учащихся с нормой развития. Работа ребенка у доски должна сопровождаться психологической поддержкой учителя.

Применение кинезиологических упражнений («Кулачок - ребро - ладонь», «Колечко», «Ухо – нос» и другие) помогает детям снимать физическую и психологическую нагрузку.

На уроках чтения и окружающего мира чаще всего применяются следующие методы: «Направленное чтение», восприятие материала с закрытыми глазами.

На занятиях при работе с детьми с ОВЗ педагогом наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния. Для того чтобы уловить   важный для ребенка момент, можно использовать сигнальную карточку «Матрешка», у которой «Зеленая сторона» означает «у меня всё хорошо», «Красная сторона» - «что-то пошло не так». Выполняя задание, ребенок поворачивает матрешку так, чтобы учитель понимал, нужна ли ему помощь.

Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся.

Алёхина Татьяна Александровна рассказала о работе в инклюзивном классе, где есть дети с сохранным интеллектом и дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие диагноз ЗПР (вариант 7.1.) и ТНР 5.2. 

В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены дифференцированный и деятельностный подходы. В классе обучается 6 детей, имеющих статус «Ребенок с ОВЗ», все они  обучаются по специальной адаптированной программе.  Для всех составлен индивидуальный учебный план (ИУП). На уроках важной становится задача: как не «упустить» «сильных» учеников, уделяя внимание детям с ОВЗ. 

Часть уроков в  инклюзивном классе может иметь общие этапы, когда все обучающие выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание. Но в таком классе не обойтись без технологии дифференцированного обучения.  Это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Основная задача  дифференцированного обучения - помочь «слабому», но при этом и развивать способности «сильного» обучающегося.

У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Чаще всего ребёнок с ОВЗ не проявит инициативу и самостоятельность, если не побуждать его к учению. Поэтому на уроках  Татьяной Александровной используются элементы технологии ТРИЗ. Например, для этапа актуализации знаний существует приём «Да-Нетка». Этот приём способен увлечь детей, как первого, так и четвертого классов, он ставит их в активную позицию.

Ещё один приём ТРИЗ - «Создай паспорт» - помогает на этапе первичного закрепления знаний составить обобщенную характеристику изучаемого явления по определенному плану. С  помощью этого приёма дети лучше вникают в тему и учатся анализировать, выделять главное.  

При работе с детьми ОВЗ не обойтись и без мнемонических приёмов. Ведь большинство из этих детей имеют проблемы с концентрацией внимания и памятью. Заучивание сложных правил гораздо легче с помощью мнемостихов.

Словарные слова легче запомнить, если ребёнок попробует их нарисовать, указав рисунком на опасные места в слове. Такая выставка рисунков «Словарные слова в картинках» даёт положительные результаты для детей.

Но ошибкой было бы все время помогать «особому» ребенку, ему надо позволить в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией. Такие моменты встречаются в любом классе, но в этом случае ребенок может, но не хочет по каким-то причинам следить за ходом урока и заслуживает порицания.

Как же обстоит дело с психологической готовностью остальных детей и особенно их родителей принять в класс ребенка с ОВЗ? Многие учителя и родители уверены в том, что дети с различными отставаниями в развитии «потянут» остальных обучающихся за собой «вниз», в сторону ухудшения общей успеваемости и поведения в классе. Поначалу это выражается в непонимании остальными детьми, почему ребенку с ОВЗ дают более «легкие» задания, почему к ним предъявляют другие требования при опросе и т. д. Хотя, как показывает практика, дети психологически более подвижны и добрее, чем взрослые. Дети быстрее перестают обращать внимание на особенности своего одноклассника, скорее к ним привыкают и  начинают по-настоящему радоваться их успехам.

Дифференцированный подход, активные методы обучения, создание ситуации успеха, сотрудничество с родителями, другими специалистами школы обеспечивают решение образовательных задач  обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Наставники в своих мастер-классах использовали наглядный материал, организовывали практическую работу со слушателями.

По итогам занятия молодые коллеги и учителя-наставники пришли к  выводу -  разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой предохраняет от переутомления и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Следующие занятие в ШМУ запланировано на 22 января 2021 года, и оно будет проведено по теме «Система работы учителя по подготовке к  Всероссийской проверочной работе по русскому языку, математике и окружающему миру в 2020-2021 учебном году».

Руководитель ШМУ начальных классов Л.В. Подкорытова