Опубликовано
Тенденцию к стремительной информатизации жизни и общества уже невозможно повернуть вспять: какие-либо запреты и отлучения от использования сети Интернет вряд ли будут восприняты современным ребенком. Задача семьи, педагогов, управленческого состава системы образования РФ, специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), с одной стороны, четко определить развивающий и образовательный потенциал Интернет-ресурсов, а с другой, сделать их использование максимально безопасным для физического и психического здоровья детей.
Один из способов решения вышеуказанных проблем - использование дистанционных образовательных технологий реализации образовательных программ дошкольного образования.
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются «технологии, реализуемые в основном через информационно телекоммуникационные сети при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии воспитанников и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ» [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ].
Основной массив литературы по данному вопросу представляют публикации педагогов-практиков в журналах преимущественно методического и практического характера. Вместе с тем следует отметить наличие отдельных исследований ученых в данном направлении. Ю.М. Горвиц, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, А.Н. Поддьяков рекомендуют использовать компьютерные игры для проведения досуга вне дошкольного учреждения для развития памяти, внимания, речи, воображения. В работах О.И. Кукушкиной предложено использовать компьютерные игры для обучения детей с различными нарушениями речи (например, игры Л.Р. Лизуновой [Лизунова Л.Р.Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие. Пермь, 2005.]).
Положительное влияние ИКТ на интеллектуальное развитие дошкольников отмечают в своих исследованиях Д.Б. Богоявленская, Н.Н. Поддьяков, А.В. Горячев, которые предлагают использовать компьютерные игры из небольшого числа простых составных частей. В сюжетно-ролевых играх дети могут продолжить сюжет компьютерной игры, прочитанной родителями книги или просмотренного мультфильма, развивая фантазию, память, речь.
Наше учреждение использует следующие ДОТ:
- сайт учреждения,
- участие педагогов в различных вебинарах и онлайн-конференция, конкурсах,
- персональные сайты и электронные портфолио педагогов,
- дистанционное общение педагогов и родителей через мобильное приложение WhatsApp,
- страница сада в Instagram (@detskiisad81),
- «Виртуальный детский сад» (https://virtyalnayaakademi.wixsite.com/ds81)
Подробнее остановимся на «Виртуальном детском саде».
В качестве платформы дистанционного обучения используется платформа Wix.com. Эта платформа известна во всем мире. Привлекла своим дизайном, разнообразием шаблонов, простотой использования, легко создать сайт за 5 минут без специальных знаний и умений. У платформы понятный визуальный редактор, работать в котором легко и удобно.
Среди интересных, в некоторых случаях даже уникальных, решений стоит выделить:
- множество шаблонов и тем;
- пошаговый принцип создания сайта;
- простота добавления картинок, фото, прочего контента;
- встроенный редактор картинок/фото;
- возможность поставить на фон видео-контент.
«Виртуальный детский сад» разработан и функционирует как источник познавательной, аналитической, наглядной и просветительской информации.
Основная цель «Виртуального детского сада» – вооружить родителей разнообразными практическими и теоретическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей.
Задачи:
- организация «Виртуального детского сада» с необходимой материальной базой и квалифицированным штатом специалистов, которые создадут условия для становления и самореализации каждой семьи;
- развитие и распространение программы интерактивного обучения и консультирования родителей;
- помочь получить родителям конкретные навыки и умения для самостоятельного обучения своего ребенка;
- подготовка к родительской роли, обучение навыками воспитания и обучения ребенка, расширение возможности позитивного взаимодействия внутри семьи и с окружающими;
- содействие формированию грамотного, осознанного отношения родителей к использованию педагогических методик;
- разработка курса практических занятий для педагогов по работе в «Виртуальном детском саду».
Сайт имеет понятный рядовому пользователю интерфейс. Простое и наглядное меню навигации обеспечивает свободное перемещение по разделам и страницам сайта. Он рассчитан на широкую аудиторию посетителей.
Целевая аудитория сайта – родители дошкольников, посещающих МАДОУ д/с № 81, а также родители потенциальных воспитанников, педагоги.
Основными информационно-ресурсными разделами сайта являются:
- общая информация о МАДОУ д/с № 81 «Дошкольная академия»;
- «Семейная гостиная» - в разделе представлена информационно-просветительская информация для родителей, с целью повышения педагогической грамотности родителей;
- «Творческая лаборатория» - раздел делится на подразделы в зависимости от лексической темы недели;
- «Домашняя лаборатория» - в нем представлены видеоролики с опытно-экспериментальной деятельностью, которые родители могут повторить в домашних условиях;
- «Речевичок» - раздел делится на подразделы: читаем детям, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, сенсорная лаборатория. Данные разделы наполнены информацией по речевому развитию детей. Это и пальчиковая гимнастика, и дыхательная гимнастика, логопедические зарядки, методическое сопровождение для родителей;
- «Дружим со спортом» - данный раздел наполнен информацией по физическому развитию детей;
- «Игротека» - раздел наполнен играми для детей, которые можно повторить в домашних условиях;
- «Музыкальная гостиная» - в данном разделе представлена информация, способствующая развитию музыкальных способностей детей;
- «Познаем мир» - раздел делится на подразделы: викторины, полезные сайты для детей.
Также на сайте созданы разделы «Ваши работы» - в нем представлены фото и видео работы воспитанников, «Конкурсы» - в данном разделе представлены дистанционные конкурсы, проводимые в учреждении.
Занятия разработаны в соответствии с реализуемой в нашем детском саду основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Каждый педагог самостоятельно выбрал форму взаимодействия (запись роликов, ссылки на интересные сайты, мультимедийные презентации). Материал выкладывается на сайт ежедневно. Также занятия проходят в онлайн режиме на платформе Instagram. О проведении занятий родителям сообщается заранее через мессенджер WhatsApp.
Видео ролики для сайта не большие по длительности 2 – 5 минут, информация в них понятна и близка детям, речь педагога четкая, темп спокойный, материалы подручные.
Также проводятся конкурсы, социально значимые акции.
Родители имеют возможность заниматься с ребенком по индивидуализированным конкретно под него программе. Эту деятельность педагогический коллектив проводит в форме «марафона». По результатам выполненных заданий дети получают баллы. Педагоги каждой группы разрабатываю маршрут на одну неделю по теме комплексно-тематического планирования у учетом возрастных и психологических особенностей своей группы.
Востребованность предоставления заданий для дистанционной работы прослеживается на сайте через оценку количества посещений. За неделю с 9 по 16 апреля 2020 года на сайт обращались 3628 раз (из них сайт посетили 1200 уникальных посетителей). Также в WhatsApp и Instagram родители регулярно выставляют отзывы и результаты деятельности с детьми.
Дистанционные образовательные технологии могут стать тем острым инструментом, который поможет нам педагогам вовлечь родителей в образовательные отношения, а нашим детям развиваться и с интересом, и с пользой.
Матвеева В.Г. и Вишневая А.А., заместители заведующего по УВР МАДОУ д/с № 81