XII Лихачевские чтения «Жизнь – это прежде всего творчество»

    В ноябре в Калининском районе традиционно состоялись Лихачевские чтения «Жизнь – это прежде всего творчество». Двенадцатый год подряд в Центральной районной библиотеке им. Д.С. Лихачёва собираются люди, неравнодушные к проблемам воспитания и гражданского становления подрастающего поколения, люди, претворяющие идеи культуролога и искусствоведа, доктора филологических наук Дмитрия Сергеевича Лихачёва в своей жизни и профессиональной деятельности. В мероприятии приняли участие представители методической службы городского центра развития образования, Прихода в честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая», учителя школ района, воспитатели детских садов, сотрудники муниципальных библиотек. 

     Открыла чтения директор библиотеки М. В. Кравченко, напомнив слушателям замечательные слова Дмитрия Сергеевича: «Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или учёным. Творчество тоже можно творить. Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание». 

    Продолжили тему творчества выступающие педагоги. Старший воспитатель МКДОУ д/с № 38 Батяева Татьяна Юрьевна поделилась уникальным опытом своего образовательного учреждения по эмоционально-эстетическому развитию детей дошкольного возраста средствами театра. Она отметила, что в связи с возрастающей актуальностью развития творческой личности каждого ребенка, в детском саду уже на протяжении пяти лет приоритетным направлением является художественно-эстетическое воспитание детей, направленное на создание специальных условий развития ребенка. Это возможность его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества взрослых и сверстников.

     Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, развивать у дошкольников эстетический вкус, память, воображение, фантазию, речь, создавать положительное настроение, решать конфликтные ситуации через игру.

Для осуществления театрализованной игры и развития интереса к театральному искусству, в соответствии с ФГОС ДО, в каждой группе воспитателями и родителями организована развивающая предметно-пространственная среда, целью которой является включение ребёнка в активную познавательно-творческую деятельность, воспитание в нём уверенности, самостоятельности, инициативности, коммуникабельности и творчества.

       В заключение Татьяна Юрьевна отметила, что театр играет важную роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры в разных видах искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

     Галяминская Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 78, в своем выступлении по теме «Театральная студия как средство развития творческой индивидуальности, воспитания и формирования личности школьника» отметила, что игра, дающая простор воображению, может освободить внутренний мир ребенка. Театральные занятия воспитывают у школьников общественную активность, стремление и потребность в творческой отдаче полученных знаний и умений. Таким образом, театр напрямую связывается с воспитанием, которое, в свою очередь, подразумевает всестороннее формирование личности.

     Через игру, театрализацию, ребенок активно познает мир, ему предоставляется возможность очутиться в различных ситуациях, примерить различные социальные роли. Следовательно, чрезвычайно важным для полноценного формирования личности является именно вовлечение школьника в театральное действо.

     Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием их эстетического вкуса; нравственным воспитанием и т. д.

    Ученическая театральная студия должна базироваться на развивающей программе, направленной на раскрытие огромного потенциала, заложенного в каждом человеке с рождения. Это выбор эффективных методов развития памяти, сценической речи, воображения, фантазии, уверенности, пластики, коммуникабельности. Знания актерского мастерства необходимы каждому человеку, но особенно важны для учеников, которым нужна помощь в раскрытии своего творческого «Я».

     Светлана Анатольевна подчеркнула, что театральная студия дорога еще и тем, что позволяет выстраивать отношения, которые выходят за рамки привычных: ученик – учитель. Это уже плоскость сотрудничества, сотоварищества, в которой учитель может стать учеником, а ученик учителем, это плоскость, в которой важным становится наставничество. Руководитель театральной студии, в любом случае, курирует и направляет деятельность всех групп, итогом работы которых должно стать единая, целая работа – театральная постановка. Подростки, занимающиеся в театральной студии, имеют возможность выражать свободу поступков и действий, влиять на процесс и результат своей деятельности, развивать самостоятельность и глубину мышления.

Методист ТГМ ГЦРО Драгун Е. М.