Заседание ГМО на тему «Развитие креативного мышления на уроках искусства и во внеурочной деятельности»

11 ноября в школе № 168, являющейся базовой площадкой городского методического объединения учителей искусства, состоялось открытое заседание на тему «Развитие креативного мышления на уроках искусства и во внеурочной деятельности». В актовом зале собрались более 30 педагогических работников из 23 учреждений города Новосибирска.

Первая часть заседания – творческая встреча с новосибирским художником-монументалистом, членом Союза художников России Нурланом Тайировым. Данная встреча проводилась в рамках мероприятий I Регионального фестиваля изобразительных искусств «Культпросвет». Нурлан раскрыл особенности монументального изобразительного искусства, специфику деятельности художника, этапы работы от замысла до воплощения. Работая в разных направлениях (фрески и мозаики в храмах, росписи, мозаики и оформление интерьеров в жилых домах, клубах, ресторанах), художник погружался в тему, изучал историю, вдохновлялся шедеврами прошлого и создавал своё. В завершении беседы Нурлан ответил на вопросы учителей о своём стиле и о роли случая в его жизни.

Вторая часть заседания в форме круглого стола была представлена двумя выступлениями и обменом мнениями присутствующих учителей на темы:

  • Творческий процесс и урок искусства.
  • Методы развития творческого мышления детей.
  • Может ли процедура мониторинга креативного мышления быть развивающей?

Каково место творческого процесса на уроке искусства? Д. Б.  Кабалевский писал, что творчество ребёнка на уроке может проявляться «в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы)…». Творческой активности учащихся, по мнению автора программы по музыке, тем больше, чем большим педагогическим мастерством обладает учитель.

Безусловно, учитель, разрабатывающий план урока, чем-то сродни творцу (художнику, композитору), создающему эскиз произведения. Однако, как бы гениальна не была идея, шедевром урок может стать только на практике. И вновь напрашивается параллель: учитель, как и художник, может создавать несколько версий одного урока, прежде чем достигнет желаемого результата. Первая тема круглого стола фактически являлась продолжением мыслей, высказанных Н. Тайировым на творческой встрече.

Вторая тема круглого стола – методы развития творческого мышления детей была затронута в выступлении учителя изобразительного искусства Лицея № 113 Мишкичевой Ю.Ю. «Креативное мышление как залог успешного развития личности ребёнка».

Проблемный вопрос – может ли процедура мониторинга креативного мышления быть развивающей? – был освещён в выступлении руководителя городского методического объединения Маточкиной Л.А. «Внутренние и внешние процедуры мониторинга качества образования». Развивающей диагностика становится в том случае, если её цель – формирование интереса к искусству. Предложено участие в подобных формах диагностики в ноябре 2021 года –«Культурный марафон» и Открытая областная олимпиада по искусству.

В заключение заседания участники познакомились с выставкой работ новосибирской художницы, члена Союза художников России Татьяны Ивановны Еремеевой, расположенной в актовом зале школы № 168 в рамках I Регионального фестиваля изобразительных искусств «Культпросвет».