О реализации новых требований ФГОС ООО к содержанию образования по физике в общеобразовательной школе

Российская система образования вот уже более 20 лет находится в условиях реформирования, и новый этап связан с  реализацией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Но так как в системе образования успех любых нововведений зависит, прежде всего, от учителя, то чаще всего обсуждается именно деятельность учителя.

26 апреля 2017 г. в МБОУ СОШ № 27  состоялось РМО учителей физики «О реализации новых требований ФГОС ООО к содержанию образования по физике в общеобразовательной школе». Присутствовало  20 педагогов района.

О роли и месте предмета «Физика» в образовательной программе МБОУ СОШ № 27  в соответствии с требованиями ФГОС ООО рассказала  Асташко О.А., учитель физики МБОУ СОШ № 27. Олеся Александровна отметила, что в общеобразовательном учреждении  был обеспечен комплекс условий для реализации основной образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ООО: кадровых, финансово-экономических, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических;  осуществлен  внутренний мониторинг уровня готовности школы к переходу на ФГОС ООО.

В выступлении были отмечены основные линии развития учащихся средствами предмета «Физика». В соответствии с ООП в школе каждый школьный предмет, в том числе и физика, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т. е. личности, которая способна использовать уже имеющиеся у неё знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В процессе изучения физики решаются задачи развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, овладения ими основами диалектического мышления, привития вкуса к постановке и разрешению проблем. Приобретённые школьниками физические знания являются в дальнейшем базисом при изучении химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Это требует самого тщательного отбора содержания предметного наполнения дисциплины и методов её изучения.

В своём выступлении «Современный урок физики в условиях реализации ФГОС»,  Дорожкина И.В., учитель физики МБОУ СОШ № 27, сделала акцент на том, что современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Ирина Викторовна  представила  характеристику деятельности педагога, работающего по ФГОС, структуру урока в рамках деятельностного подхода, подробно проанализировав все этапы урока.

Темы выступления педагогов вызвали живой отклик у коллег и были обсуждены в дискуссии.  При реализации ФГОС учителю важно понять, что вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.  Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Конечно, как все новое - это требует нового подхода в работе самого учителя, больших временных затрат на начальном этапе. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Презентация Асташко О.А., Дорожкина И.В.

Ворфоломеева И.П., методист ТГМ МКУДПО «ГЦРО»